Почему работодатели заговорили о счастье: как программы well-being повышают удовлетворенность сотрудников

Управление благополучием, или благосостоянием сотрудников — это часть корпоративной культуры, без которой сложно представить себе современную конкурентоспособную компанию.

Что это: мода или реальная необходимость? Неужели люди не могут быть счастливы без помощи от организации, в которой работают? Об интересных практиках well-being и почему они делают компанию более привлекательной в глазах соискателей и работников, расскажем в этой статье.
Все началось с американских льгот на укрепление здоровья в 1970х. Позднее тренд на “фитнес-программы” пришел в Европу, но о том, что для эффективной работы важно заботиться не только о физическом здоровье сотрудников, заговорили не так давно, в 2010. Комплексный подход к well-being появился после выхода книги ученых из Gallup Джеймса Хартера и Тома Рата “Все отлично! Пять элементов благополучия” («Well-being: The Five Essential Elements»).

Исследователи выделили 5 составляющих благополучия человека:

  1. Карьера
  2. Здоровье
  3. Финансы
  4. Социальные связи
  5. Общественные связи
Если коротко, то Джеймс Хартер и Том Рат определили благополучие как внутреннее ощущение, которое проявляется в сочетании любви к тому, чем человек занимается каждый день, хороших отношений с окружающими, устойчивого материального положения, крепкого здоровья и гордости за вклад в жизнь общества.
На основе этой концепции доктор Мартин Селигман, президент Американской психологической ассоциации, основатель позитивной психологии, в 2011 году разработал свою модель – PERMA. Она и сейчас часто используется как основа для корпоративных программ благосостояния. По Селигману в основе well-being лежат:

Positive Emotions — позитивные эмоции, хорошие впечатления
Engagement — вовлеченность в то, что делаешь каждый день
Relationships — отношения с окружающими
Meaning — цель и насыщенность существования
Accomplishment — достижения

То есть, внедряя концепцию well-being, компании специально создают среду, в которой сотрудник будет чувствовать себя хорошо, сможет заботиться о здоровье и раскрывать свой потенциал на благо себя и своей организации. И это целый набор инструментов и действий, а не просто открытие спортзала или кабинета психологической помощи в офисе. Но неужели сотрудники не могут быть “счастливы” самостоятельно? Зачем компаниям заниматься благополучием сотрудников?

Отчет 2020 года от CIPD показал, что людям сложно находить компромисс между работой и жизнью, а это в результате отрицательно влияет на здоровье и состояние в целом. За последние годы стали популярны новые понятия:

Абсентеизм – вынужденное отсутствие на рабочем месте из-за стресса и выгорания. Gallup заявляет, что по меньшей мере 7 из 10 миллениалов когда-либо испытывали выгорание на работе. (Знаем, тут многие вздохнут: “Ох, уж эти миллениалы…”)
Презентеизм – задержки на рабочем месте даже после окончания рабочего времени, переработки, при этом часто без эффективного выполнения задач, присутствие на рабочем месте во время болезни.

2020-2021 привнесли еще больше “сюрпризов” в повседневную жизнь и рабочий распорядок. Страх заболеть COVID-19, закрытые границы, работа из дома и жизнь в онлайне почти 100% времени сильно повлияли на состояние людей: исследователи отмечают рост беспокойства, расстройства сна и депрессивные симптомы во всех группах населения. По новому отчету CIPD (апрель 2021) сложности, с которыми люди столкнулись, работая удаленно, в частности, поддержание work-life balance в домашних условиях, входят в ТОП-3 причин стресса в 2020-2021. Неудивительно, что лидеры компаний активно проявляют повышенный интерес к well-being-программам.
В этих обстоятельствах уже недостаточно просто провести разовый тренинг по управлению стрессом или оплатить сотрудникам тренера по йоге.
Для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно и успешно справлялись с рабочими задачами, компании переходят на следующий уровень управления благополучием сотрудников — “Wellbeing 3.0”. Это уже целые эко-системы wellbeing, то есть комплексные всесторонние программы, сформированные с учетом исследований и HR-стратегии, и объединяющие все 5 основных элементов благополучия. Например, прежде чем внедрить программу “Благополучие работников”, Росатом провел опрос для 9 своих организаций в Москве общей численностью более 3000 человек. На основании результатов опроса выстроилась система приоритетных мероприятий по 5 элементам благополучия. По итогам исследования каждый работник получил подробный персональный отчет с рекомендациями по всем пяти направлениям.

Источник: журнал “Льготы и бенефиты” №9, 2020

Соблюдение баланса жизни и работы, профилактика выгорания — пожалуй, ключевое направлений well-being программ в 2020-2021. Зум-свободные дни, запрет на рабочие сообщения после 20:00 вводятся в организациях на официальном уровне. Некоторые компании идут дальше и развивают у сотрудников осознанное отношение к теме благополучия. Например, программа PWC “Be Well, Work Well” предполагает, что кроме участия в обязательных элементах программы (например, пульсовых опросниках в проектных командах), сотрудник может самостоятельно выбирать активности, которые относятся к разным well-being сферам.
Василина Соколова, CEO HRBOX делится своими советами, как сделать жизнь людей в компании наиболее счастливой на Happy Work Forum, Москва 2021г.
Еще один тренд в well-being — забота не только о сотруднике, но и о его ближайшем окружении. Во многих компаниях программами благосостояния могут пользоваться члены семьи работника. Это случаи, когда, например ДМС распространяется на ближайших родственников. Подходы к этому могут быть разные: корпоративные скидки, которые действуют и на членов семьи, оплата части программы ДМС от компании и т.д
Для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно и успешно справлялись с рабочими задачами, компании переходят на следующий уровень управления благополучием сотрудников — “Well-being 3.0”. Это уже целые эко-системы well-being, то есть комплексные всесторонние программы, сформированные с учетом исследований и HR-стратегии, и объединяющие все 5 основных элементов благополучия. Например, прежде чем внедрить программу “Благополучие работников”, Росатом провел опрос для 9 своих организаций в Москве общей численностью более 3000 человек. На основании результатов опроса выстроилась система приоритетных мероприятий по 5 элементам благополучия. По итогам исследования каждый работник получил подробный персональный отчет с рекомендациями по всем пяти направлениям.
Важный тренд в well-being, который сформировался в последние пару лет — доступность программы. Для того, чтобы сотрудник мог пользоваться ей из любой точки России и мира, необходимы новые форматы. Например, предложения по льготам и скидкам больше не ограничиваются городом или офисом, а охватывают максимальное количество точек присутствия сотрудников по земному шару. Или сессии с корпоративным психологом больше не проходят только очно — можно провести встречи только в онлайне. Даже спорт ушел в онлайн — тот же PWC проводил онлайн-марафон «Step Challendge»: 47 участников прошагали марафон и полумарафон пройдя в общей сложности 1700 км.
Итак, мода или реальная необходимость? Может быть, раньше и мода на теннисные столы или рекреационные зоны в офисе. Но сейчас, во время пандемии COVID-19, well-being программы — настоящее подспорье для сотрудников, которым важно ощущать опору заботу компании, а также быть в контакте с коллегами не только по рабочим вопросам.

Photo by Brett Jordan

Для компании в well-being-практиках тоже много преимуществ. Когда организация внедряет well-being-политику, она влияет на:

Продуктивность. Когда сотрудники чувствуют себя хорошо, они принимают более качественные решения, работают с большей отдачей.
Командный/моральный дух. Сотрудники чувствуют себя более ценными, когда их потребности удовлетворяются на всех уровнях, включая физический, умственный и финансовый.
Репутацию компании, привлечение и удержание талантов. Если работодатель известен тем, что уважает и помогает поддерживать work-life balance, то при прочих равных он будет привлекать больше соискателей.
Клиентоориентированность. Счастливые сотрудники — лучшие бренд-амбассадоры, которые настроены на то, чтобы обеспечивать классный сервис для клиентов.

По исследованию CIPD, которое мы уже цитировали, в 2020 компании не изменили в меньшую сторону или даже увеличили бюджеты на well-being проекты по сравнению с безковидным 2019.

При этом есть огромное количество практик, которые могут быть реализованы практически бесплатно в любой компании: от маленького стартапа до большой корпорации. Мы выбрали для вас 10 самых интересных:

“Чатик-выручатик” — чат про все, кроме работы. Можно обсуждать воспитание детей, продавать кроссовки, которые не подошли по размеру и искать жилье поближе к офису.
Турниры по контрстрайк, Dota 2 или любой игре, которую предпочитают ваши коллеги.
Разговорные клубы на разных языках — вместе посмотреть фильм на английском, а потом обсудить его — sounds great!
Мастер-классы от сотрудников — наверняка кто-то из них имеет диплом по преподаванию йоги, варит умопомрачительный кофе или знает все о правильном питании. Например, в одной из компаний, с которыми сотрудничает HRBOX, финансовый директор записал серию коротких обучающих видео по финансовой грамотности.
Марафоны по ЗОЖ-привычкам — устройте челлендж для своих: использовать лестницу, а не лифт; стоять в планке минимум минуту; проходить 5000 шагов в день... И так 28 дней подряд. В любом мессенджере можно собрать команду единомышленников и организовать ежедневный фотоотчет. Команда и поддержит, и добавит мотивации, если вдруг нападет лень.
Выставка фотографий сотрудников в “нерабочей” обстановке — попросите их сфотографироваться с питомцем или во время занятия любимым хобби, и узнайте коллег с другой стороны.
Квизы своими силами или игра "Что? Где? Когда?” или — механику проведения и вопросы можно легко найти в интернете.
Онлайн-караоке — вживую или в записи! Будет здорово, если вы или ваши сотрудники исполните свои любимые песни вместе.
Совместная благотворительность — закончите чуть раньше в пятницу и всей компанией/отделом посадите деревья, устройте внеплановый субботник, или съездите в детский дом с мастер-классами для детей.
Зум-свободные дни — уже стандарт во многих компаниях, так что без комментариев

Статья подготовлена по материалам *CIPD (Chartered Institute of Personnel Development) - профессиональная организация, объединяющая специалистов в области управления персоналом, обучения и развития. Она насчитывает более 135 000 членов.

Читайте также